Эволюция спам-рассылок
Рассылки спама (нежелательной рекламы) появились в середине 90-х годов прошлого века — как только количество интернет-пользователей достигло такой величины, что рекламодатели стали заинтересованы в таких рассылках. К 1997 году начали говорить уже о «проблеме спама», в том же году появился первый черный список IP-адресов спам-машин. Эволюция методов рассылки спама
Эволюция способов рассылки спама определялась эволюцией средств фильтрации. Как только один из методов рассылки начинает преобладать, находятся эффективные средства борьбы с ним, и спамерам приходится менять технологию. При этом, чем большей проблемой является спам, тем активнее ищутся пути противодействия, и тем быстрее меняются технологии спамеров — их бизнес растет и позволяет вкладывать больше средств в разработку.
Прямые рассылки
Спам начинался с прямых рассылок — спамеры рассылали сообщения от собственного имени с собственных почтовых серверов. Такой спам блокируется достаточно просто (по адресу почтового сервера или адресу отправителя). Как только такие блокировки стали распространенными, спамеры были вынуждены начать подделывать адреса отправителей и другую техническую информацию.
Рассылки через «открытые релеи»
Открытый релей (open relay) — это почтовый сервер, который позволяет произвольному пользователю отправить произвольное электронное письмо на произвольный адрес. В середине 90-х годов все почтовые серверы представляли собой открытые релеи, поэтому понадобилось изменять и перенастраивать программное обеспечение на всех почтовых серверах мира. Не все администраторы почтовых систем делали это достаточно быстро, поэтому появились сервисы поиска «открытых релеев», а затем и их списки (в том числе основанные на технологии DNS списки реального времени — RBL, realtime blackhole list) и блокировка приема почты с таких машин. На сегодняшний день этот метод рассылки все еще применяется, т. к. открытые релеи до сих пор существуют.
Рассылки с модемных пулов
Как только рассылки через открытые релеи перестали быть эффективными, спамеры стали применять рассылку с dialup-подключений, используя следующие возможности: как правило, почтовый сервер провайдера принимает почту от своих клиентов и пересылает ее дальше; dialup-подключение получает динамический (меняющийся после каждого нового соединения) IP-адрес, таким образом, спамер может рассылать почту с множества IP-адресов.
В качестве ответной меры провайдеры стали вводить лимиты на число писем, посланных от одного пользователя, появились списки dialup-адресов и блокировка приема почты с «чужих» модемных пулов.
Рассылки с proxy-серверов
В начале 2000-х годов одновременно с распространением высокоскоростных подключений (ADSL, Cable) спамеры стали использовать уязвимости в клиентском оборудовании. Многие ADSL-модемы имели встроенный SOCKS-сервер или HTTP proxy (программное обеспечение, позволяющее осуществлять разделение интернет-канала между многими компьютерами), причем доступ к ним дозволялся со всего мира без паролей и контроля доступа (для упрощения настройки конечным пользователем). Таким образом, можно было произвести любое действие (в том числе и рассылку спама) с IP-адреса ADSL-пользователя. Так как таких пользователей по всему миру — миллионы, то проблема была частично решена только усилиями производителей оборудования — открытые всему миру «посредники» последние годы в состав оборудования не входят.
Взлом пользовательских машин
В настоящее время основная масса рассылок производится с пользовательских компьютеров, на которые тем или иным способом установлено «троянское» программное обеспечение, позволяющее спамерам (и прочим недобросовестным людям) осуществлять доступ к пользовательским машинам без ведома и контроля пользователя. Для взлома пользовательских машин используются следующие методы: троянские программы, распространяемые вместе с пиратским ПО по файлообменным сетям (Kazaa, eDonkey и пр.); использование уязвимостей в различных версиях Windows и широко распространенного ПО (в первую очередь MSIE и MS Outlook) для установки бэкдоров на пользовательских компьютерах; email-черви последних поколений, также используемые для установки бэкдоров.
По самым скромным оценкам троянские программы установлены на нескольких миллионах машин по всему миру. На сегодняшний день эти программы достаточно хитроумны — они могут обновлять свои версии, получать инструкции с заранее подготовленных сайтов или каналов IRC, рассылать спам, осуществлять DDoS-атаки и т. п.
Эволюция содержания писем
Появление средств обнаружения спама, основанных на анализе содержания письма (контентный анализ), привело к эволюции содержания спамерских писем — их готовят таким образом, чтобы автоматический анализ был затруднен. Как и в случае изменения методов рассылки, спамеры вынуждены бороться с антиспам-средствами.
Простые текстовые и HTML-письма
Первые спам-сообщения были одинаковыми — всем получателям рассылался один и тот же текст. Такие сообщения тривиально фильтруются (например, по частоте повторения одинаковых писем).
Персонализированные сообщения
Следующим шагом было добавление персонализации (например, «Hello, joe!» — в начале письма на адрес joe@user.com), что сделало все сообщения разными. Теперь для их фильтрации нужно было выискивать неизменяющуюся строчку и заносить ее в список правил фильтра. В качестве метода борьбы были предложены нечеткие сигнатуры — устойчивые к небольшим изменениям текста и статистические обучаемые методы фильтрации (Байесовская фильтрация и т. п.).
Внесение случайных текстов, «шума», невидимых текстов
В начало или конец письма спамер может поместить отрывок из классического текста или просто случайный набор слов. В HTML-сообщение можно внести «невидимый» текст (очень мелким шрифтом или цветом, совпадающим с цветом фона). Эти добавления затрудняют работу нечетких сигнатур и статистических методов. В качестве ответной меры появился поиск цитат, устойчивый к дополнениям текстов, детальный разбор HTML и другие методы углубленного анализа содержания письма. Во многих случаях можно определить сам факт использования «спамерского трюка» и отклассифицировать сообщение как спам, не анализируя его текст в деталях.
Графические письма
Рекламное сообщение можно прислать пользователю в виде графического файла — что крайне затруднит автоматический анализ. В качестве ответной меры появляются способы анализа изображений, выделяющие из них текст.
Перефразировка текстов
Одно и то же рекламное сообщение составляется во множестве вариантов одного и того же текста. Каждое отдельное письмо выглядит как обычный связный текст, и только имея много копий сообщения, можно установить факт перефразировки. Таким образом, эффективно настроить фильтры можно только после получения существенной части рассылки.
На сегодняшний день широко используются три последних метода — далеко не все антиспам-средства могут с ними нормально бороться, что дает возможность доставлять спам тем пользователям, которые используют недостаточно продвинутые средства фильтрации.
|